A rose by any other name would smell as sweet

Previous Entry Share Next Entry
"То, что мы запоминаем, -- это отнюдь не всегда то, чему мы были свидетелями" (Джулиан Барнс)
Lady Mary
liizaveta
Внезапно выцепила то общее, что объединяет большинство моих любимых книг: все они связаны темой зыбкости, ирреальности бытия.А если более конкретно -- того, как наше видение жизни отличается от самой жизни, как оно меняет и искажает ее, размывая представление о реальности как таковой. Кроме того, такая литература задает извечный вопрос, беспокоящий меня уже давно: а существует ли реальность? Не есть ли она плод нашего воображения? И более важно: даже если это так, то что это меняет?.. Кажется реальным и реально -- не одно ли это и то же?..

Роман "Чувство конца" Джулиана Барнса рассказывает о воспоминаниях пожилого главного героя о своей молодости. К этим размышлениям его подтолкнуло скромное наследство, по каким-то неясным причинам оставленное ему матерью его бывшей девушки, с которой они встречались еще в университете.

Тони кажется, что он хорошо помнит, как все было. Он встречался с Вероникой, которая была страшной стервой. А еще у него был друг Адриан, с которым они были очень близки и клялись другу другу в вечной дружбе. Уже после расставания Тони и Вероники Адриан написал Тони письмо, в котором, так сказать, просил благословения на отношения с его бывшей девушкой. На это письмо Тони ответил спокойно и безэмоционально: совет вам да любовь, написал он.

Истинность этих воспоминаний ставится под сомнение, когда, вступив с Вероникой в переписку, Тони получает от нее то самое письмо, написанное его рукой около 40 лет назад. В нем содержится далеко не благословение, а скорее проклятие, брошенное обозленным главным героем своему в прошлом лучшему другу. В дальнейшем выясняется, что ошибка Тони не только и не столько в невеликодушии и мстительности, проявленной в отношении когда-то близких ему людей. Вина его гораздо серьезней. Развернув запыленную и засвеченную пленку воспоминаний до первого кадра, Тони не может не почувствовать свою ответственность за суицид Адриана и другие горькие события, произошедшие столько лет назад. Ответственность, о которой он и раньше и не подозревал.

Наша память, наше мировосприятие, пять чувств и шестое в придачу -- стоит ли им доверять? Ну а если не им, то чему же? Или просто не стоит возвращаться к прошлому в бесконечном ретроспективном анализе, расщепляющем мысли и нас на атомы без возможности повторной сборки?..

  • 1
Если цель в том, чтобы приблизится к объективной реальности (если она существует), то анализ конечно нужен. Если этой цели нет, то к чёрту все эти ретроспективные анализы. Вот у тебя какая цель? Нужна тебе объективная реальность?

P.S. Посоветуй, пожалуйста, ещё книг на тему восприятия реальности.

Да как тебе сказать... была бы нужна, если бы я не разуверилась в ее существовании. Мне просто несколько страшно жить с ощущением, что все придумано мной, а если не мной, то окружающими, а никакой объективной точки отсчета не существует.

Из моего самого любимого назову "Море, море" и "Черный принц" Айрис Мердок и "Женщина французского лейтенанта" и "Коллекционер" Джона Фаулза. А вообще любая литература направления постмодернизма, именно во второй половине XX века писатели особенно задумались о зыбкости бытия.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account